Фактор времени

13 февраля 2014
0
630

(Окончание. Начало в № 6)

Как попадает новость из камеры в телевизор? Как тележурналисты готовятся к эфиру? Что ведущие прячут под столом, есть ли у них суфлеры? Сколько человек скрывается за экраном? Какого размера телевизионные студии, и что остается за кадром? Экскурсия по областному телеканалу «Казахстан-Орал» позволила приоткрыть завесу этого увлекательного, манящего, а порой и загадочного действа.

– До этого времени наше телевидение вещало при помощи общепризнанного SD-стандарта, – рассказывает главный инженер телеканала Марат Айса. – Но технический прогресс стремительно развивается, вводятся новые технологии, в том числе и в телеиндустрии, и мы отставать от него не должны. На сегодняшний момент в нашей работе используется цифровой формат SDTV (телевидение стандартной четкости).

Переход на цифровое вещание с бывших стандартов принесло новое качество телесигнала, новый уровень бесплатной общедоступной услуги. Что такое цифровое телевидение вообще? Это система, в которой сигнал (электрические импульсы) подается в виде цифровых комбинаций или кодов. За счет цифрового кода, который позволяет вместить в один пакет данных больше информации и значимое разрешение, улучшается качество изображения. Нами планируется переход с цифрового формата SD в формат HD (телевидение высокой четкости), и уже закуплено некоторое оборудование, так что все в процессе.

– Вот входим с вами в новый павильон, – поясняет далее Марат. – В 2012-м, в декабре, был открыт аппаратно-студийный комплекс, площадью около 200 квадратных метров. На первом этаже разместились комнаты для осветительных приборов, камерных установок, на втором – режиссерская, помещение для аппаратуры, гостиная. Данный павильон-студия, как видите, состоит из нескольких декораций, необходимых и подходящих на данный момент по теме. Декорации могут меняться опять же в соответствии с тематикой дня, передачи, сюжета. Вот, обратите внимание, эту мини-студию, к примеру, узнаете? Из нее транслируются прямые эфиры, выступления руководителей области и города, предприятий. А из третьей – спортивные новости. Когда идет запись какого-то сюжетного выступления, программы, интервью, кроме оператора и осветителя может находиться редактор. А если дается прямой эфир, работает оператор, осветитель и ведущий в кадре.

На момент посещения нами нового павильона к записи готовилось интервью с представителем медицины. Врач заметно волновалась перед выступлением, а вот телеведущая была сосредоточена и предельно внимательна. Нас, конечно же, интересовало, с чего начинается ее день?

Марат Айса повел нас… в грим-уборную, где над девушками колдовала Акуштап Куспан.

– Акуштап – человек творческий, – утверждают они, – и прическу может сделать, и макияж, и в качестве стилиста готова помочь.

– А что для вас значит ваша профессия? – спрашиваем у телеведущей Бахыт Амиргалиевой.

– Это очень интересная и увлекательная работа. Но и сложная одновременно. Необходимо знать, чувствовать своего коллегу, собеседника, зрителей. Я люблю свою профессию. Каждый день как новый – другие люди, другие эмоции. Она несет мне море позитива, надеюсь, и зрителям тоже, когда я в кадре.

Затем главный инженер ведет нас на второй этаж.

– А это, образно говоря, «сердце» нашей компании – аппаратная. Капитаном здесь, несомненно, является режиссер. Это незаменимая фигура на телевидении, – говорит Марат Айса, – у него должна быть и хорошая память, чувство темпа, способность к кропотливому труду в сочетании с творческим мышлением. Жаркын Кабдолла, режиссер программ, несмотря на молодой возраст, свое дело знает хорошо.

– Что, на ваш взгляд, особенно важно для режиссера телевидения? – задаем вопрос Жаркын.

– Очень важна быстрая реакция и умение даже в спешке работать качественно. Например, записывается передача с героем. В какой-то момент имеет смысл показать студию общим планом, затем крупным планом лицо выступающего, лицо телеведущего, сделать акцент на сюжет. В прямом эфире приходится работать сразу набело, и у меня нет права на ошибку.

В аппаратной обязательно и присутствие звукорежиссера. Он отвечает за качество звука, производит монтаж звукового ряда, создает различные заставки, рекламные и анонсные ролики. Пульт звукорежиссера. Сколько всяких параметров, регулировок, рычажков, кнопочек, лампочек! И во всем этом надо безошибочно разбираться.

– Как вы этим управляете? – спрашиваем у Махамбета Кансултанова.

– В первую очередь звукорежиссер должен разбираться в технике, – ответил он.

В технике «на отлично» должны разбираться и инженеры, так утверждает Марат Айса.

– Поясните, пожалуйста, какова специализация инженеров на телестудии, кто и за что отвечает? И какова роль главного инженера?

– Список, на самом деле, получится не маленький. Это и инженеры ТЖК, и инженеры-монтажеры, осветители, специалисты по обслуживанию и ремонту телевизионной и компьютерной техники.

Вы спросили, чем занимается главный инженер? Проще сказать, чем не занимается. Инженеры телевидения призваны обеспечивать бесперебойность съемочного процесса и монтажа, функционирование оборудования, оперативное устранение при его сбое. Они должны знать всю технологию телепроизводства от момента организации съемочного процесса до выдачи программы в эфир. А главный инженер отвечает как раз за организацию работы специалистов.

Наша экскурсия по областному телевидению подходила к концу, к нам вновь присоединился директор Асланбек Губашев. Он посетовал:

– Жаль, с нашими корреспондентами нет у вас возможности побеседовать. Сами знаете, журналисты в вечном поиске, сборе информации, на съемках.

Впечатленная масштабностью всего происходящего, я не могла не спросить у Асланбека Зинатовича:

– А что для Вас значит телевидение?

– Я работаю на телевидении с 1989 года. Что для меня оно может значить? На нем проходит вся моя жизнь. Помните у Белинского: «Любите ли вы театр, как люблю его я?» Проводя аналогию, могу сказать: «Любите ли вы телевидение, как люблю его я, то есть со всеми силами души, со всем энтузиазмом…» Вот и все.

Конечно, мы не все рассказали об областном канале «Казахстан-Орал». За один день, проведенный в его стенах, это и невозможно. Секреты остались. Да и стоит ли раскрывать всю телекухню? Как говорится, пусть останется за кадром. Ведь для телезрителя важен конечный продукт: качественное, интересное, оперативное, зоркое, разностороннее вещание, которое и предлагает главный телеканал области.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top